11:01
Габдулла Кариев - основоположник татарского театра / Габдулла Кариев - татар театрына нигез салучы

Мало кто в нашей республике не знает о Татарском академическом театре имени Галиаскара Камала. Среди тех, кто стоял у истоков этого театра, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю национального сценического искусства, правофланговым стоит Габдулла Кариев, руководитель театральной татарской труппы, которая называлась «Сайяр».

В рамках 135- летия со дня рождения Габдуллы Кариева — татарского актёра и режиссёра, одного из основоположников татарского национального театра, сотрудниками отдела обслуживания был организован и проведен час искусства «Габдулла Кариев - основоположник татарского театра / Габдулла Кариев - татар театрына нигез салучы» в сопровождении одноименной мультимедийной презентации.

Участники мероприятия - получающие социальные услуги в реабилитационном центре ЦСОН «Нежность».

Г.Кариев начал сценическую деятельность в августе 1907 г. в «Первой в России передвижной труппе мусульманских драматических артистов» под руководством И.Кудашева-Ашказарского (г.Нижний Новгород).

Первым поставил пьесы «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша»), «Банкрот», «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Беренче театр» («Первое представление») Г.Камала, пьесы Г.Исхаки, Г.Кулахметова, Ф.Амирхана, Ш.Камала, К.Тинчурина.

Познакомил татарского зрителя с драматургией русской и мировой классики, в репертуаре татарского театра появились пьесы Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.Горького, Ф.Шиллера.

Кариев много играл. Среди его ролей самые разные характеры. Это Карим-бай – «Несчастный юноша», Хамза бай – «Первое представление», Сиразетдин – «Банкрот», Ахметжан – «Ради подарка», Хафиз – «Тайны нашего города» Г.Камала, Бадри – «Галиябану» М.Файзи, Городничий – «Ревизор» Н.Гоголя, Дудкин – «Без вины виноватые» А.Островского, Лопахин – «Вишневый сад» А.Чехова.

«Габдулла Кариев, открывший новую страницу в истории татарской культуры, по праву является единственным руководителем татарского театра в его начальном периоде. Он впервые придал татарскому театру форму, впервые трактовал и исполнял татарские типы, духовно приблизив татарский театр к народу. Это все, бесспорно, Габдулла Кариев.»

(Из. кн. «Воспоминания о Г.Кариеве». Казань, 1967, с. 5)

Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни.

Самым важным памятником Кариеву стал сегодняшний театр имени Г.Камала, наследник труппы «Сайяр» и ее руководителя.

Просмотров: 171 | Добавил: МЦБ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: